Договорим о субтоне.
Участников: 5
Страница 1 из 1
Договорим о субтоне.
Однажды я ввязался в спор о субтоне,который пришлось прервать по причинам грубого непонимания моей информации.При этом я твердо убежден,что большинство из оппонентов этим приемом просто не пльзуется.
Я,наверное,тоже не субтонист,но начинал с субтона,потому что попал учиться в Питере к человеку,который учил нас этому приему с первых шагов.Георгий Давыдович Фридман,известный в прошлом ленинградский музыкант,очень интересная личность.Особенно это видно сегодня,когда время личностей,ИМХО,прошло.Будучи преподователем саксофона,он уже в 80-х был католическим священником,служит и сегодня в свои без малого 80 лет.О нем с большой теплотой мы вспоминали с И.Бутманом,встретившись в июне на "Усадьбе -джаз": Игорь тоже некоторое время учился у этого замечательного человека.
Но ближе к теме.Как известно,при субтоне пасть мундштука должна быть максимально открыта.Только тогда мы получим этот объемный и шепчущий звук.Но ,"открывая"пасть максимально,мы неизбежно понижаем строй саксофона.Это и заставило меня спросить Г.Д. каким образом избежать подобного дефекта со строем.На что он ответил:" А ты немного задвинь мундштук".
Предвижу скептическое (в лучшем случае,а худший я уже прошел)отношение к совету.А вот тут и надо вновь перечитать раздел о строе саксофона,в котором тоже есть парадоксальные мысли.
Опять же,сегодня я не вижу проблем с мобильным перестроением инструмента.Есть цифровой тюнер.Есть,в конце концов,мундштуки с разным звуком для разной музыки.На одном диске,где Колтрейн стречается с Эллингтоном,на крышке рояля лежит дюжина мундштуков.Думаю,что гигант джазового саксофона не считал проблемой для другой пьесы поставить другой мундштук.
Я,наверное,тоже не субтонист,но начинал с субтона,потому что попал учиться в Питере к человеку,который учил нас этому приему с первых шагов.Георгий Давыдович Фридман,известный в прошлом ленинградский музыкант,очень интересная личность.Особенно это видно сегодня,когда время личностей,ИМХО,прошло.Будучи преподователем саксофона,он уже в 80-х был католическим священником,служит и сегодня в свои без малого 80 лет.О нем с большой теплотой мы вспоминали с И.Бутманом,встретившись в июне на "Усадьбе -джаз": Игорь тоже некоторое время учился у этого замечательного человека.
Но ближе к теме.Как известно,при субтоне пасть мундштука должна быть максимально открыта.Только тогда мы получим этот объемный и шепчущий звук.Но ,"открывая"пасть максимально,мы неизбежно понижаем строй саксофона.Это и заставило меня спросить Г.Д. каким образом избежать подобного дефекта со строем.На что он ответил:" А ты немного задвинь мундштук".
Предвижу скептическое (в лучшем случае,а худший я уже прошел)отношение к совету.А вот тут и надо вновь перечитать раздел о строе саксофона,в котором тоже есть парадоксальные мысли.
Опять же,сегодня я не вижу проблем с мобильным перестроением инструмента.Есть цифровой тюнер.Есть,в конце концов,мундштуки с разным звуком для разной музыки.На одном диске,где Колтрейн стречается с Эллингтоном,на крышке рояля лежит дюжина мундштуков.Думаю,что гигант джазового саксофона не считал проблемой для другой пьесы поставить другой мундштук.
Последний раз редактировалось: Andrews (Пн Сен 20, 2010 4:34 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Andrews- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2010-07-11
Откуда : Живу а Пригороде,играю в Городе.
О парадоксах строя
После того, как я несколько раз перечитал тему о настройке саксофона, "парадоксальность" рекомендации задвинуть мундштук ещё глубже, при игре в завышенном строе, уже не воспринимается мною таковой (т.е. пародоксальной). Всё становится логично если учитывать, как ведёт себя инструмент (харатер изменения строя) при задвигании и выдвигании мундштука.
Tik- Сообщения : 15
Дата регистрации : 2010-07-11
Re: Договорим о субтоне.
Спасибо Andrews за эту тему. Я полностью согласен с предыдущим оратором (ТиК). Ничего
парадоксального тоже не вижу. Но осмелюсь преположить что если на субтоне сакс занижает в сравнении с "фуллтоном"
то в целом тот самый центр смещен в сторону завышения.. Посему и предлагалось задвинуть мундштук и расслабить аппарат.
Та же формула в действии.....
Что до десятка мундштуков у Колтрейна....Если у кого-то получается играть на 10 мундштуках и добиваться высокохудожественных результатов
то да. Большинству же смертных всё же посоветовал бы играть на одном. Колтрейн оставил после себя больше 200 мундштуков. Он страдал
стоматологическими проблемами, да и просто любил покопаться видать. Ему можно.
Re: Договорим о субтоне.
На мой взгляд если при переходе с субтона на фултон есть разница в строе, то это говорит о неверности постановки вообще, т.е. на самом деле проблема не в занижении строя при игре субтоном, а в завышении при игре фултоном. Т.е. если при игре субтоном строй занижается - это означает что при игре фултоном присутствует излишнее давление на трость. Кстати вполне возможно что Георгий Давыдович Фридман это и имел ввиду, т.е. может быть он не то что советовал перенастраивать саксофон на игру субтоном, а советовал задвинуть мундштук глубже вообще, и при игре фултоном "компенсировать" завышение строя амбюшуром и дыханием, т.е. на самом деле отучиться излишне давить на трость.Andrews пишет:Как известно,при субтоне пасть мундштука должна быть максимально открыта.Только тогда мы получим этот объемный и шепчущий звук.Но ,"открывая"пасть максимально,мы неизбежно понижаем строй саксофона.Это и заставило меня спросить Г.Д. каким образом избежать подобного дефекта со строем.На что он ответил:" А ты немного задвинь мундштук".
Не стоит забывать что есть ещё множество промежуточных вариантов тембра между субтоном и фултоном - это зависит от длинны пасти мундштука и соответственно глубины прикуса. Собственно в этом и прелесть - ещё один способ разнообразить палитру тембров саксофона для различных музыкально-художественных целей.
Re: Договорим о субтоне.
Ничего не понимаю... Ну выдвинули вы мундштук, и чего? В третьей октаве субтоном будете играть?
Soloman- Сообщения : 101
Дата регистрации : 2010-07-12
Возраст : 49
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Договорим о субтоне.
Это звучит гораздо серьезнее,чем упомянутая дискуссия,в которой предыдущий оратор(Антошка),кстати,помнится участвовал.Это уже похоже на разговор.Спасибо.
Andrews- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2010-07-11
Откуда : Живу а Пригороде,играю в Городе.
Re: Договорим о субтоне.
Почитайте ещё раз, только внимательно! Не выдвинули, а задвинули И про третью октаву никто ничего не говорил, вроде движения мундштука на парочку миллиметров не на две октавы вверх нас должны перекинутьSoloman пишет:Ничего не понимаю... Ну выдвинули вы мундштук, и чего? В третьей октаве субтоном будете играть?
Если уж говорить о тесситуре в которой уместен субтон, то разумеется это первая октава и парочка нот в малой октаве, начиная от Ре второй октавы уже приходится переходить на нечто среднее между субтоном и фултоном, ну и всё что выше наверное Соль второй октавы - только фултон, а иначе реально неадекватное звучание и проблемы с интонированием. Во всяком случае я так делаю.
Re: Договорим о субтоне.
Это без разницы, задвинул или выдвинул в данном контексте, потому как строй меняется все равно. И для чего это делается? Чтобы субтон строил?
А остальные ноты, те, что повыше, которые субтоном не играются. Ничего не понимаю. Как это на практике работает интересно.
А остальные ноты, те, что повыше, которые субтоном не играются. Ничего не понимаю. Как это на практике работает интересно.
Soloman- Сообщения : 101
Дата регистрации : 2010-07-12
Возраст : 49
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Договорим о субтоне.
Soloman, вы прикидываетесь или издеваетесь? Покажите где я говорил что нужно перестраивать саксофон для игры субтоном? На практике нужно настраивать саксофон так, что бы не было излишнего давления на трость и саксофон строил во всех регистрах и при игре фултоном, и субтоном, и во всех режимах что находятся между ними при одном единственном положении мундштука.
Re: Договорим о субтоне.
Antoshka, здесь не только ваши посты в этом топике, я отвечал на самый верхний.
Soloman- Сообщения : 101
Дата регистрации : 2010-07-12
Возраст : 49
Откуда : Санкт-Петербург
Re: Договорим о субтоне.
Самый-самый верхний -это мой никак?Тогда ответ припозднился.Но я могу сказать еще то,что наша"школа" начиналась ровно наоборот,чем делают сейчас.То есть мы "поднимались"(порядок изучения)от субтона к фултону,а потом уже был прямой звук.Сейчас учат с прямого звука.Правильно то или другое? не знаю.На то и есть разные школы.
Естественно при этом фултон рассматривался,как раздутый субтон.В общем суть не в том,что субтон играется до соль второй октавы(пишу не читая предыдущее,по памяти).Скорее он(как звук) вообще характерен для первой,просто постановка субтоновая может не меняться и до третьей октавы.На словах все коряво,с саксофоном в руках легче объяснить.
Естественно при этом фултон рассматривался,как раздутый субтон.В общем суть не в том,что субтон играется до соль второй октавы(пишу не читая предыдущее,по памяти).Скорее он(как звук) вообще характерен для первой,просто постановка субтоновая может не меняться и до третьей октавы.На словах все коряво,с саксофоном в руках легче объяснить.
Andrews- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2010-07-11
Откуда : Живу а Пригороде,играю в Городе.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения